Сунгирь 2

Первые люди на территории Владимирском области
Администратор
Администратор
Сообщений: 1473
23 дня назад
Первые люди на территории Владимирском области появились в эпоху верхнего палеолита, около 30 25 тыс. лег тому назад. В это время вслед за отступающим ледником происходило активное освоение первобытным человеком центральных районов Русской равнины.

Во Владимирской области сейчас известны 3 поселения эпохи верхнего палеолита: Карачаровская стоянка под Муромом, стоянки Русаниха и Сунгирь в черте современного Владимира.

Наиболее известна стоянка Сунгирь, расположенная на восточной окраине Владимира, па высоком левом берегу р. Клязьмы, недалеко от устья впадающего в нес ручья Сунгирь. Это одно из самых северных верхнепалеолитических поселений на Русской равнине (па 120 км севернее Карачаровской стоянки).

Стоянка была открыта случайно. В 1955 г., при разрабоке карьера по добыче глины для Владимирского керамического завода, экскаваторщик Л.Ф.Начаров заметил в ковше кости очень крупною животного, залегавшие па глубине 3 метров. О находке сообщили археологам...

С 1957 г. по настоящее время (с небольшими перерывами) па Суигире проводятся комплексные исследования экспедицией Института археологии, Геологическою института, Института этнографии Академии Наук и Владимиро-Суздальскою музея-заповедника.

Почти 20 лет этими работами руководил известный археолог, доктор исторических наук Отто Николаевич Бадер. За несколько десятилетий раскопок вскрыто более 4,5 тыс. кв. м культурного слоя - почти половина предполагаемой площади поселения. С помощью радиоуглеродных анализов определен возраст стоянки - около 28-26 тыс. лет тому назад. Датировки культурного слоя говорят о том, что памятник существовал или регулярно посещался людьми па протяжении 2-3 тысячелетий. Маловероятно, что образование культурного слоя стоянки потребовались тысячелетия. Работы по датированию поселения Сунгирь будут

Собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий груда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, долотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью.

Сунгирскую стоянку отличает большое количество изделии из кости, рога и бивня мамонта (мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы», оружие, украшения, фигурки животных), а также высокая техника их обработки.

Символом Сунгиря стала «сунгирская лошадка» - маленькая
плоская фигурка большеголовой лошади или сайги из бивня мамонта.
Фигурка являлась амулетом. Ее носили на груди в качестве оберега (на
задней ножке имеется сквозное отверстие для подвешивания). На обеих
сторонах фигура лошади повторена контуром из неглубоких
высверленных точек. Количество точек на фигурке, кратное пяти,
свидетельствует о знакомстве обитателей стоянки с пятиричной системой
счета. Это подтверждает и маленький орнаментированный точками диск из
бивня мамонта. Количество точек в каждом радиусе на нем, включая
центральное отверстие, тоже кратно пяти.

Мировую славу Сунгирю принесли находки уникальных погребений древних людей. По богатству погребального инвентаря и сложности ритуала захоронения они не имеют себе равных.

В 1964г. на мощном слое охры (красной минеральной краски) был обнаружен череп женщины (без нижней челюсти и зубов), большой четырехугольный камень, а ниже скелет мужчины. Мужчина лежал на спине, в вытянутом положении, па дне неглубокой могильной ямы, густо засыпанной охрой. На груди у него была подвеска из гальки, па руках пластинчатые браслеты из бивня мамонта. Па черепе мужчины, вдоль рук и ног, на туловище рядами лежали почти 3,5 тысячи бусин, когда-то нашитые на его меховую одежду. Расположение бусин на скелете позволило реконструировать расшитый бусами костюм древнего сунгирца. Он напоминает одежду современных арктических народов.
Еще богаче оказалось погребение, открытое в 1969 г., всего в 3 м от первого. В верхней части могилы были захоронены останки человека без головы. Рядом с ними лежали десятки бусин, колечко из бивня мамонта, пара рогов северного оленя, раковина ископаемого моллюска, обломок бивня мамонта. Антропологическое определение находки затруднено из-за очень плохой сохранности. Под верхним погребением, на полметра глубже, находились два детских костяка.
Одежда детей тоже была расшита бусинками из бивня мамонта ( почти по 3 тысячи на каждом) и клыками песца, а па груди застегивалась костяными булавками. Детский перстень из бивня мамонта, просверленные клыки песца и костяную булавку с груди девочки можно видеть в экспозиции.
Скелеты сунгирских людей внимательно исследовались не одним поколением антропологов. Уже издано несколько монографий по антропологии Сунгиря. Было установлено, что сунгирцы являлись людьми современного физического типа (Homo sapiens sapiens). У сунгирцев отмечается полиморфизм физического облика и отсутствие четкой географии расовых признаков.
Антропологи определили возраст сунгирцев: мужчине было около 40 - 50 лет (считается, что средняя продолжительность жизни в верхнем палеолите около 30 лет), мальчику 12-14 лег, девочке 9-10 лег. Пол погребенных теперь определен не только морфологически, но и молекулярио-генетически (у младшего ребенка отсутствуют мужские У-хромосомы).
Находки сунгирских погребении свидетельствуют о сложном обряде захоронения и развитых религиозных верованиях людей древнего
каменного века. Можно с уверенностью предположить, что они верили н
загробную жизнь, обожествляли силы природы, поклонялись животным и
небесным светилам, совершали магические ритуалы.
Богатство и своеобразие сунгирских погребении (особенно детского) позволяет предположить их культовое значение. Ученые выдвигают гипотезу о том, что захоронение подростков могло быть ритуальным жертвоприношением.

Остается открытым вопрос о возрасте погребении. Радиокарбоновые датировки погребений сегодня варьируют в пределах 6000 лет. А по данным археологии, обе могилы представляют единый погребальный комплекс и сделаны на памяти одного поколения. Некоторые датировки говорят о том, что погребения моложе стоянки на несколько тысяч лег Археологические же данные склоняют к выводу, что обе могилы были сделаны на действующем поселении. Такая странная разница в датировках может объясняться либо плохой сохранностью образцов, либо недостаточной точностью метода. Работы по датированию поселения и погребений продолжаются до сих пор.

""


Сунгирь 2

http://www.museum.ru/alb/image.asp?34942

http://vladimir.rfn.ru/rnews.html?id=8607

http://old-vladimir.ru/2007-09-08/sungir/

http://vladimir.rfn.ru/v/7845.asf

Быстрый ответ

У вас нет прав, чтобы писать на форуме.