Как смотрели "Гибель империи. Уроки Византии"

Раскруткой фильма "Гибель империи. Византийский урок" телеканал "Россия" занимался достаточно активно, его анонсы в межпрограммном пространстве госканала начались почти за неделю до премьеры. 30 января, по предварительным данным TNS Gallup Media, в Москве доля аудитории документального фильма "Гибель империи. Византийский урок" составила 21, 4 % (количество зрителей от потенциального числа тех, кто находился у телевизора) при рейтинге 6,1 %. Для проекта, показанного на "России" около 23.00, это достаточно высокий результат. Он заметно выше, чем процент, характеризующий количество зрителей, которые сегодня в среднем смотрят канал "Россия". Более того, к началу фильма "Гибель империи. Византийский урок" доля канала резко выросла, особенно на фоне предшествующего ему приключенческого сериала "Вызов". Доля сериала была гораздо ниже: всего 15%. Именно столько процентов зрителей в среду смотрело в среднем канал "Россия", а "Гибель империи...", судя по рейтингам, пришла смотреть и часть зрителей с других телеканалов. Как только документальный фильм закончился, количество зрителей канала "Россия" в Москве также сократилось до 14 %.

"Власть здесь ни при чем"

Отец Тихон о фильме "Гибель империи. Уроки Византии"

Во вторник на канале "Россия" показали фильм отца Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Уроки Византии", трактующий историю падения Византийской империи в русле вызовов, которые стоят перед современной Россией. Об исторических аналогиях автор фильма отец ТИХОН рассказал корреспонденту "Ъ" ПАВЛУ Ъ-КОРОБОВУ.

Архимандрит Тихон (Шевкунов Георгий Александрович)  родился в 1958 году в семье медиков, русский. Окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности "литературная работа". По окончании вуза стал послушником Псково-Печерского монастыря, после девятилетнего послушничества у старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) принял монашеский постриг. Работал в издательском отделе Московской патриархии. С 1994 года — наместник Сретенского монастыря. Сопровождал Владимира Путина в частной поездке в Псково-Печерский монастырь в августе 2000 года, также осенью 2003 года сопровождал президента РФ в США, где Владимир Путин передал приглашение патриарха Алексия II предстоятелю Русской зарубежной церкви митрополиту Лавру посетить Россию.

— Ваше высокопреподобие, почему вы решили взяться за создание фильма?

— Я давно интересуюсь историей Византии. История вообще соткана из параллелей. Убежден, что тема падения Византийской империи абсолютно незаслуженно является белым пятном даже для очень многих из тех, кто интересуется историей. Но окончательно мысль о создании фильма пришла полтора года назад, когда я впервые побывал в Турции. Тогда меня поразила небывалое величие и грандиозность падения Византийской империи.

— Когда смотришь фильм, то складывается впечатление, что он про новейшую историю России, только спроецирован на Византию. В персонажах фильма угадываются конкретные лица современной российской политики: император Василий II — Владимир Путин, который создает стабфонд страны, борется с олигархами, загнавшими страну в кризис. Олигарх Виссарион, бежавший за рубеж,-- явно прообраз Бориса Березовского. Специально сделано, чтобы угадывалось это сходство образов?

— В истории вообще если не все, то очень многое повторяется. Убежден, что византийская история, особенно для нас,-- это бесценный кладезь исторических аналогий. И, если хотите, в этой истории можно прочесть предупреждение всем нам, живущим в сегодняшней России. Мы можем и должны, учитывая трагедии и ошибки прошлого, максимально правильно отвечать на повторяющиеся вызовы истории.

К слову, о России и других наследниках Византии. Несколько дней назад я был в Киеве и там перед большой молодежной аудиторией показал еще незаконченный фильм. Украинские зрители сразу задали мне вопрос: "Вы сделали этот фильм специально про Украину? Здесь все про нас!"

— Есть точка зрения, что ваш фильм — пропаганда, призванная показать положительные стороны сильной власти, основанной на традициях, духовности и вере. Иными словами, фильм — поддержка существующего режима?

— Фильм — выражение моих убеждений. Каждый волен оценивать эту работу. На мой взгляд, очень хорошо, если этот фильм станет отправной точкой для споров и размышлений.

— А вы не боитесь обвинения в заигрывании с властью, например, от либералов?

— Не боюсь. В России любой, кто говорит о сильном государстве, автоматически становится мишенью для тех, кого вы назвали либералами.

— Власть помогала вам в реализации этого проекта?

— В России достаточно самостоятельных людей, которые давно и профессионально занимаются развитием исторической тематики на телевидении. Идею фильма я предложил руководителю телеканала "Россия" Олегу Борисовичу Добродееву, который сам историк по образованию. Идея понравилась. Наша совместная работа длилась почти год. А власть? Власть здесь ни при чем.

В чем гибель для России?

Любовь Слиска, заместитель председателя Госдумы ("Единая Россия"):

— В духовном разложении общества. Если оно достигнет максимума, мы потеряем не только нацию и культуру, но и государство. Хотя я бы не стала так категорично проводить параллели, как это сделано в фильме. Нам от Запада никуда не деться. Другое дело, что не следует интегрировать духовные и нравственные ценности, которые никогда не были приемлемыми для нашего общества. Я читала сценарий фильма, и в целом он мне понравился. Такие фильмы нужно показывать в лучшее время.

Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России, верховный муфтий азиатской части России:

— В разделении на своих и чужих. Сейчас навязывается идеология: главный враг России — мусульмане, а патриот тот, кто борется с ними. Власть и церковные православные деятели это поощряют. Некоторые иерархи РПЦ позволяют себе говорить, что России не нужна Конституция, у нее особенный путь. Скажи это кто из мусульман, его причислили бы к экстремистам. Усиление конфронтации между народами и конфессиями становится идеологией государства, а РПЦ ведет себя по отношению к другим конфессиям как старший брат.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

— Запад, конечно, опасен, но собственная дурость наших руководящих элит намного страшнее. Я бы не стал сравнивать нынешнюю Россию с Византийской империей. По моим скромным познаниям, Византия запуталась, балансируя между Западом и турками. Но говорить, что ее погубил Запад, не совсем корректно — все-таки ее захватили турки. Хотя с точки зрения православной истории Византию как православную империю действительно погубил Запад. Но сегодня Россия не является православной империей, поэтому параллели с Византией вряд ли уместны.

Константин Шотиди, почетный президент Московского общества греков:

— Погубить Россию могут только сами россияне. До сих пор в России ищут внешнего врага, обвиняя его во всех бедах, а сами ждут, когда за них все сделает Запад, Восток или какой-то правитель. К православию фильм не имеет отношения, он политический. Да и с выводами я не согласен. Византию погубил не Запад, а собственные грехи.

Наталья Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы:

— Никто никогда не погубит, если общество внутри себя не гниет. Главная угроза — в неспособности осознать цели и ценности национального и личного, неспособности мыслить категориями "вера", "отечество", "долг", "любовь". Если это не восстановится в нужном объеме, то не спасут никакие материальные ресурсы и инвестиции. Об этом и фильм. И при всей его внешней плакатности льстивости к власти там нет, наоборот, высказана жесткая мысль о том, что, когда утрачен стержень, вряд ли помогут отдельные периоды созидательного правления. Я даже несколько испугалась за отца Тихона.

Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России:

— Трудно сказать, это политический вопрос, а не религиозный. Но я не считаю, что Запад вообще угрожает России. Впрочем, и помогать он тоже не обязан. Российский народ сам должен позаботиться о своей безопасности и благополучии.

Виктор Ерофеев, писатель:

— В беспощадной вертикали власти и завинчивании гаек. Гибель Византии как раз дает хороший тому пример.

kommersant.ru, 01.02.08

Похожие статьи:

История«Гибель империи. Уроки Византии»: Полный исторический отстой

ИсторияГибель истории. Уроки отца Тихона


Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!