Французская Полинезия – самая далекая и самая русская

Французская Полинезия – самая далекая и самая русская

В Париже начнется "Год России во Франции" и "Год Франции в России". На зависть другим бывшим империям полноценными составными частями Французской республики предпочитают оставаться многие ее бывшие колонии. Самая удаленная из них - Полинезия в Тихом океане. Она же - самая "русская".

Считается, что импрессионист Поль Гоген первым из художников показал всему миру всё богатство местных красок Таити. Однако еще за 45 лет до Гогена в этих чудесных краях творил русский художник Павел Николаевич Михайлов.

В Библиотеке Русского географического общества в Петербурге нам позволили полистать рукописный атлас, который Михайлов вёл во время "кругосветки" Беллинсгаузена и Лазарева. Там - те же полинезийские мотивы. Исторический факт: именно россияне Беллинсгаузен с Лазаревым тогда дооткрыли и доисследовали значительную часть французской ныне Полинезии.

Русским на островах Туамоту так понравилось, что с местным населением они нашли общий язык. Неслучайно, что до сих пор полинезийцы нет-нет, а используют вторые, русские названия своих атоллов в честь героев Отечественной войны 1812 года.

И на этом можно было бы ставить точку, если бы вслед за русскими адмиралами еще через сто лет сюда не прибыли русские генералы.

"Это мой дед, русский генерал Максим Леонтьев и его жена Варвара. Именно они и основали нашу самую знаменитую династию", - показывает семейный фотоальбом Елизавета Леонтьева, уроженка острова Таити.

Будущий генерал Леонтьев с отличием окончил кадетский корпус и служил в России, однако ужаснувшись тому, что творил Григорий Распутин, попросил отправить его за границу. Почти через 100 лет после тех событий его внучка Лиза показывает нам портрет генерала времён Первой мировой войны. Тогда он возглавил русский экспедиционный корпус, который был брошен на помощь французам в Македонию. В 1917 году через Индию и Чехословакию он вывез жену и детей во Францию.

"В эмиграции во Франции дед со своими товарищами основал "Лигу возрождения России". Но когда одного за другим этих генералов стали убивать советские агенты, французское правительство предупредило деда, что он следующий. И тогда он отправился куда глаза глядят - на Таити", - рассказывает Елизавета Леонтьева. На могиле генерала на Таити установлен православный крест: своё российское подданство и верность родине он сохранил до самой смерти. С началом Второй мировой войны сын генерала Максим Максимович Леонтьев вступил во французскую армию на стороне "Свободной Франции" генерала де Голля.

Лиза Леонтьева показывает нам благодарности, которые отец получил от президентов де Голля и Миттерана. Своих детей он крестил в православии, но учил французскому и английскому языкам, а не русскому, чтобы, как гласит семейная легенда, у них "не было контактов с коммунистами с заходивших на Таити советских кораблей". Таким образом, последний носитель русского языка - дочь генерала Варвара Максимовна. В следующем месяце ей будет 100 лет.

Внуки генерала от смешанных браков строили уже новую Полинезию. Внук Александр избирался от Полинезии в парламент в Париж, где пробил поправку к французской конституции, по которой Полинезия получила самоуправление, а он сам стал ее президентом.

Брат Борис вошёл в историю архипелага, как отец-основатель новой партии "Новая звезда", которая выступала за расширение прав полинезийцев. Отдельная страница семейного альбома посвящена брату Игорю. Он чемпион Таити по культуризму и 8-кратный обладатель титула "Мистер Полинезия".

Знамениты на Таити и внучки генерала. Татьяна - первая в Полинезии женщина-авиадиспетчер. А Элизабет занимается рекламой Таити во внешнем мире и хранит семейный архив. В том числе отчет о плавании отца на самые удаленные по меркам Таити "Острова россиян", куда высаживались матросы Беллинсгаузена и Лазарева.

"Вы знаете, его тогда очень позабавило, что у многих жителей тех островов русские имена", - говорит Елизавета Леонтьева.

Polynesia Полинезия

694 просмотра

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!