Ориген Александрийский
Учитель просит прочесть труд Оригена, начнете понимать ошибки церкви. Уставы его школа полезны современности.
Агни Йога, Зов, 27.01.1922
Ориген (185 - 253 или 254) - древнехристианский теолог и философ Александрийской школы, представитель ранней патристики. Соединяя платонизм с христианским учением, распространил метод символического толкования Библии. Оказал большое влияние на формирование христианской мистики и догматики, где пытался закрепить ряд основных положений древних (дохристианских) религий и философий, в том числе и доктрину перевоплощения - платоновского учения о предсуществовании души.
В книге "Ладдак" Н. К. Рерих записывает:
В чем обвиняли Оригена? «Жития Святых» говорят:
«Ориген, чудо своего века по грамотности своего ума и глубине учености, на двух Александрийских собраниях, и, после кончины, на Константинопольском соборе был осужден как еретик. Ориген неправильно мыслил о многих истинах Христианской Церкви. Развивая неправославное учение о предсуществовании душ, он неправильно мыслил о Христе, полагая, что было создано определнное число духовных существ равного достоинства, из которых один с такой пламенной любовью устремился, что неразрывно соединился с Высшим Словом и стал его носителем на Земле. Держась еретического воззрения на воплощение Бога Слова и сотворение мира, Ориген неправильно понимал и крестную смерть Христову, представляя ее чем-то духовно повторяемым в духовном мире. Ориген приписывал слишком многое действию обыкновенных сил, коими одарена наша природа...» - Хороши были соборы, которые могли говорить против бесконечного, космического смысла материи...»
В книге "О началах" в главе "О Святом Духе" Ориген пишет:
После тех первых рассуждений об Отце, и Сыне, и Святом Духе, предложенных по требованию дела, в начале сочинения, нам показалось нужным снова повторять и показать, что один и тот же Бог - и Творец мира и Отец Господа нашего Иисуса Христа, т. е. что один и тот же Бог, как закона и пророков, так и Евангелий.
Потом еще нужно было показать относительно Христа, что именно тот, который выше был представлен Словом и Премудростью Божьей, сделался человеком. Остается, по возможности кратко, повторить также и о Святом Духе. Итак, теперь время, по мере сил наших, сказать немного о Святом Духе, Которого Господь и Спаситель наш в Евангелии от Иоанна назвал Утешителем (2Кор. 14.26).
Как Сам Бог - один и тот же, и Христос - один и тот же, так один и тот же - Святой Дух, Который был и в пророках и в апостолах, т. е. как в тех людях, которые веровали в Бога еще до пришествия Христа, так и в тех, которые прибегали к Богу через Христа. Мы слышали, что еретики дерзнули говорить и о двух богах, и о двух Христах, но мы не знаем, чтобы кто нибудь когда нибудь проповедовал о двух Святых Духах. И действительно, как могли они подтвердить это Священным Писанием или какое различие могли они указать между одним Святым Духом и другим, если только вообще можно найти какое нибудь определение или описание Святого Духа? В самом деле, допустим с Маркионом или Валентином, что можно вводить различия в Божестве и иною изображать природу благого, иною же природу справедливого: но что (тот и другой еретик) придумает и какое основание найдет, чтобы доказать различие Святого Духа? Я думаю, что они ничего не могут найти для доказательства какого бы то ни было различия.
https://www.sedmitza.ru/lib/text/599315/