Практический оккультизм

Практический оккультизм

 3а последнее время появилось много желающих получить наставления в практическом оккультизме. Поэтому необходимо раз и навсегда разъяснить

а) существенную разницу между теоретическим и практическим оккультизмом, то есть между тем, что вообще известно под именем теософии, с одной стороны, и тем, что принято называть оккультными науками, с другой; и

б) свойства затруднений, с которыми сопряжено изучение последних.

Рерих Н.К. Вестник. 1946. Авторское повторение картины 1922 г., посвященной Е.П. Блаватской и подаренной Рерихом Теософскому обществу.

Теософом сделаться нетрудно. Всякий человек со средними умственными способностями и склонностью к мистицизму, не эгоист, ведущий чистую бескорыстную жизнь, находящий больше радости в возможности помогать ближнему, чсм получать помощь самому, всегда готовый жертвовать своими удовольствиями ради пользы других‚ любящий Истниу, Добро и Мудрость ради них самих, а не ради предоставляемой ими пользы, есть теософ.

Но совсем другое дело стать на тот путь, который ведёт к знанию верного образа действий, к верному распознаванию добра и зла; на тот путь, который ведёт человека к такому могуществу, что он может творить желаемое добро, не пошевельнув, по— видимому, даже и пальнем.

Кроме того, есть важный факт, с которым следует познакомить изучающего, а именно: Учитель несёт громадную, почти безграничную ответственность за своего ученика. Начиная с восточных гуру, которые учат открыто или тайно, вплоть до немногочисленных каббалистов Запада, берущихся преподавать начатки Священной Науки своим ученикам, — причём эти иерофанты Запада часто сами ничего не знают об опасности, которой подвергаются — все эти "наставники" подвластны одному и тому же закону. С того момента, когда они на самом деле начинают учить, с того часа, когда они передают ученикам какую-либо силу - психическую, умственную или Физическую‚ — они берут на себя ответственность за все грехи своих учеников, имеющие какую—либо связь с сокровенными наукамиб будут ли то грехи упущения или грехи совершения; и это — вплоть до того времени, когда посвящение сделает из ученика в свою очередь ответственного Учителя. Есть роковой и мистический религиозный закон, соблюдаемый и пользующийся большим уважением в греческой церкви, наполовину забытый в римско-католической и совершенно отсутствующий в протестантской. Он относится к самым первым дням христианства и имеет основание в твёрдо установленном законе, символом и выражением которого он был. Это - учение о безусловной святости отношений, существующих между крестными отцом и матерью и крестником 1. Они как бы берут на себя ответственность за все прегрешения вновь окрещённого (который помазуется, как при посвящении: крещение — во истину - таинство!) до того дня, когда он становится ответственной личностью, способной распознавать добро и зло.

1 Связь, установленная таким образом, полагается в греческой церкви настолько священна , что брак между крестными отцом и матерью одного ребёнка рассматривается как наихудший вид кровосмешения, считается незаконным и расторгается по закону. Этот абсолютный запрет распространяется даже на детей как одного, так и другого крестных. (Прим. авт).

Теперь, надеюсь, станут понятными и осторожность Учителя в деле выбора ученика, и требование от последнего семилетнего искуса, чтобы успели обнаружиться его пригодность и развиться те свойства, которые необходимы для безопасности как Учителя, так и ученика.

Оккультизм — не магия. Сравнительно не трудно научиться психическим фокусам и методам, как пользоваться более тонкими — хотя все еще материальными — силами физической природы; потому что способности животной души человека пробудить не долго, и силы, которые приводятся в действие его любовью, ненавистью или иною страстью, развиваются достаточно быстро. Но это — чёрная магия, колдовство, потому что единственно, что делает проявление внутренней силы черной (зловредной) или белой (благодетельной) магией - это внутреннее побуждение. Человек, в душе которого остался хотя малейший след себялюбия, не должен пользоваться духовными силами; иначе, - за исключением, если его намерения вполне чисты, — духовное преобразится в психическое, последнее проявится в астральном мире, и могут получиться самые страшные результаты. Свойства и силы животной природы человека могут быть использованы одинаково как эгоистичной и мстительной душой, так и самоотверженной и всепрощающей; тогда как способности и силы духа доступны лишь человеку с безусловно чистым сердцем, и это и есть Божественная Магия.

Каковы же те требования, которые ставятся желающему изучать «Божественную Науку»? Ибо необходимо помнить, что никакие наставления не могут быть даны, если не будут соблюдаемы и строго выполнены известные условия в течение всего учебного периода. Это — conditio sine qua non 2. Ни один человек не научится плавать, пока он не попадет в глубокое место реки. Ни одна птица не полетит, пока у нее не отросли крылья, пока перед ней нет открытого пространства и нет достаточного мужества, чтобы довериться воздушной стихии. Тот, кто желает употреблять в дело обоюдоострый меч, должен научиться мастерски владеть тупым оружием, если он не хочет при первой же попытке нанести вред себе или — что еще хуже — другим.

2 Необходимое условие — лат. (Прим. ред.)

Чтобы дать хотя бы приблизительное представление об условиях, при которых изучение Божественной Мудрости может происходить в безопасности, не рискуя, что Божественная Магия перейдет в черную, мы даем здесь страницу из так называемых "тайных правил", которыми на Востоке снабжены все духовные наставники. Следующие места выбраны из общего числа правил и в скобках к ним прибавлены объяснения.

1. Место, выбранное для обучения, должно быть таково, чтобы ум не развлекался, и место это должно быть снабжено предметами, обладающими магнетическим влиянием. Между другими предметами должны быть и расположенные в круге пять священных цветов. Избранное место должно быть свободно от зловредных влияний, носящихся в воздухе.

(Место должно быть уединенное и не иметь другого назначения. Пять священных цветов представляют собой цвета призмы, расположенные в известном порядке; они обладают большим магнетизмом. Под «зловредными влияниями» подразумеваются всякие смятения, вызванные распрями, ссорами, дурными чувствами и т. д., так как все они немедленно отражаются в астральном свете, и, сохраняясь в атмосфере помещения, как бы «висят в воздухе». Это первое условие как будто и легко выполнима, но в действительности оно из наиболее трудно достижимых.)

2. Прежде чем ученику будет разрешено учиться «лицом к лицу», он должеи приобрести предварительные познания в избранном сообществе с другими мирскими upasaka (учениками), число которых должно быть нечётно.

(«Лицом к лицу» означает здесь отдельное обучение, когда источникам знания для ученика служит или его собственное высшее, божественное «я», или — его Гуру. Только тогда каждый ученик получает подобающие для него знания, в зависимости от того, как он использовал свои знания. Это бывает лишь в самом конце обучения.)

3. Прежде чем ты (Учитель) поведаешь твоему Лэну (ученику) священные слова Ламрина или разршишь ему приготовиться к Дубжеду, ты должен позаботиться чтобы ум его стал совершенно очищен и был в мире со всеми, в особенности с его другими «я». Иначе слова Мудрости и благого закона будут рассеяны и разнесены ветром.

(«Ламрин» — произведение Тзонка-па, практические наставления в двух частях, из которых одна употребляется духовенством для экзотерических целей, а другая — для эзотерических. «Приготовиться к Дубжеду» — означит приготовить предметы, нужные для ясновидения, такие как зеркала и кристаллы, «Другие я» относится к товарищам-ученикам. Без величайшей гармонии между учениками успех невозможен. Выбирает учеников сам Учитель, сообразуясь с магнетическими и электрическими свойствами каждого из них, заботливо соединяя и согласуя положительные с отрицательными элементами.)

4. Учась вместе, upasaka (ученики) должны быть неразрывно связаны, как пальцы на одной руке. Запечатлей в их душах, что все, что огорчает одного, должно огорчать и других. И что если радость одного не находит отзвука в сердцах других, — это значит, что требуемых условий нет налицо и продолжать занятия бесполезно.

(Это едва ли может случиться, если первоначальный выбор был сделан согласно законам магнетизма. Известны случаи, когда ученикам, в других отношениях подававшим надежды и способным воспринять истину, приходилось ждать годами благодаря своему характеру и невозможности настроить себя на созвучие с товарищами. Ибо...)

5. Подобно тому, как струны лютни должны быть настроены, чтобы каждая струна звучала по-своему и все же издавала бы звуки, гармонирующие с другими струнами, так же и Учитель должен настроить своих учеников. Вместе взятые, они должны представлять резонатор, ответно вибрирующий во всех частях своих при малейшем прикосновении (Учителя). Таким образом, души их будут открыты для гармонии Мудрости, которая проникнет знанием в каждого и во всех, производя результаты, приятные для охраняющих богов (ангелов-хранителей) и полезные для учеников. Так Мудрость будет навсегда запечатлена в их сердцах, и гармония закона никогда не будет нарушена.

6. Желающие приобрести познания, ведущие siddhis (оккультные силы), должны отказаться от всякой житейской и мирской суеты. Следует перечисление видов siddhis.)

7. Никто не должен ощущать различия между собой и своими сотоварищами, вроде следующего: "Я — самый мудрый" или "Я — более свят и более угоден Учителю или нашей общине, чем мой собрат" и так далее и в то же время — оставаться upasaka. Его помышления должны быть направпены на своё собственное сердце, изгоняя из него всякую враждебную мысль к какому бы то ни было живому существу. Оно (сердце) должно быть полно чувства единства с остальными существами, также и со всей Природой, иначе ученик не добьется успеха.

8. Лэну (ученнк) должен бояться лишь внешнего живого влияния (магнетических эманаций от живых существ). По этой причине, находясь внутренне в полном единстве со всеми, он в то же время обязан тщательно обособлять свое внешнее (физическое) тело от всякого чужого влияния: никто не должен есть или пить из его чаши «кроме него самого», и он должен избегать всякого телесного соприкосновения (не трогать и не дозволять касаться по себя) с человеческим или животным существом.

(Не разрешается держать любимых животных и даже запрещается дотрагиваться до известных деревьев и растений. Ученику необходимо жить, так сказать, в своей собственной атмосфере, чтобы индивидуализировать ее ради оккультных целей.)

9. Ум ученика должен оставаться равнодушным ко всему, кроме мировых истин в природе, дабы «Учение Сердца» не превратилось в одно лишь «Учение Ока» (т. е. в пустую внешнюю обрядность).

10. Ученик не должен есть никакой животной пищи, ничего, в чем есть жизнь. Он не должен употреблять вино, спиртные напитки или опий, ибо, подобно Ламаинам (злым духам), устремляющимся на неосторожного, они уничтожают разум.

(Вино и спиртные напитки поглощают и сохраняют в себе дурной магнетизм всех людей, участвовавших в их приготовлением, и мясо каждого животного обладает психическими свойствами своей породы.)

11. Медитация, воздержание во всем, исполнение нравственных обязанностей, благие мысли, добрые дела и приветливые слова и благоволение ко всем и полное забвение о себе — вот самые действенные средства, чтобы добиться знания и подготовить себя к восприятию высшей Мудрости.

12. И только при условии самого строгого соблюдения всех выше изложенных правил Лэну (ученик) может надеяться приобрести со временем siddhis (психические силы) архатов и достигнуть того духовного роста, который даст ему возможность постепенно слиться воедино с Мировым Единством [Universal All].

Эти 12 извлечений взяты из общего числа 73 правил, перечислять которые было бы бесполезно, ибо в Европе они лишены всякого значения. Но даже и этих правил достаточно, чтобы показать, как безгранично велики те затруднения, которые лежат на пути желающих стать upasak, которые родились и воспитались на Западе 3.

3 Все «чела», даже светские, называются «upasaka» вплоть до первого посвящения, после которого они становятся lanoo-upasaka. До этого дня все, даже принадлежащие к монастырям (lamaseries), считаются «мирскими». (Прим. авт.)

На Западе вообще, а в Англии в особенности, все воспитание проникнуто духом соревнования и борьбы, и в школах усердно культивируется так называемое «дружеское соревнование»: ребенка побуждают учиться скорее, перегонять своих товарищей и превосходить их во всем, а затем, последующая жизнь всеми своими подробностями только питает и развивает этот дух.

Может ли человек, которому с детства были привиты такого рода понятия, сознавать себя связанным со своими сотоварищами «как пальцы на одной руке»? Тем более, что не сам он избрал их, основываясь на собственной симпатии и оценке. Они выбраны Учителем в силу совершенно иных соображений. И тот, кто хочет быть челой, должен предварительно найти в себе достаточно силы, чтобы убить в своем сердце всякую неприязнь и антипатию к другим. Многие ли из европейцев готовы сделать хотя бы серьезную попытку в этом направлении?

А затем - мелочи повседневной жизни, запрещение прикасаться даже к наиболее близкой и дорогой руке. Как оно противоречит западным понятиям о любви и сердечных отношениях! Каким холодным и жестоким кажется оно, это запрещение! И не скажет ли житель Запада, что отказывать в радости другим ради собственного развития — эгоистично? Самое лучшее, если люди, думающие так, отложат свою попытку вступить на путь до другой жизни. Но пусть они не гордятся своим мнимым бескорыстием, ибо, на самом деле, они позволяют обманывать себя кажущимися видимостями, условными понятиями, основанными на эмоциях и порывах, или так называемой вежливостью; но все это — принадлежности нереальной жизни, а не повеления Истины.

Но даже оставляя в стороне эти трудности, которые можно рассматривать как «внешние», хотя значение их, тем не менее, велико — посмотрим, могут ли ученики Запада «настроить себя» гармонично по отношению к другим, как это требуется от них? Личность в Европе и в Америке развита так сильно, что в ней не найдется ни одной — даже художественной — школы, члены которой не ненавидели бы и не завидовали бы друг другу. «Профессиональная» ненависть и зависть вошли в поговорку; всякий старается увеличить свое благосостояние, во что бы то ни стало; и так называемые правила вежливости лишь пустая маска, прикрывающая этих демонов ненависти и зависти.

На Востоке дух «единения» прививается также усердно с детства, как на Западе — дух соревнования; там не дают так сильно разрастаться ни личному честолюбию, ни личным чувствам и желаниям. Если почва по природе хороша, она возделывается в надлежащем направлении, и ребенок вырастает в человека, в котором привычка подчинять свое низшее «я» высшему — сильна и могущественна. На Западе человек смотрит па свои симпатии и антипатии к людям и явлениям, как на руководящий принцип для своего поведения, а в худшем случае он возводит его в закон своей собственной жизни и стремится подчинить ему и чужую жизнь.

Пусть неудовлетворенные тем, что они получили в Теософском Обществе, примут к сердцу слова, сказанные нами в статье в «Пути» за последний февраль: «Ключ, открывающий каждую новую ступень, есть сам стремящийся» «и не страх Божий», есть «начало Премудрости», асамопознание, которое есть Сама Премудрость.

Сколько величия и истины являет, таким образом, оккультизм ученику, начавшему претворять в жизнь некоторые из вышеизложенных истин. Ответ, дававшийся Дельфийским оракулом всем приходившим искать свыше оккультной Мудрости — слова, повторенные и утвержденные снова и снова мудрым Сократом:

«Человек, познай себя».

Похожие статьи:

Живая ЭтикаЕлена Петровна Блаватская

ХристианствоИисус Христос

Живая ЭтикаВойти в лабиринт

Живая ЭтикаМагия

899 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!