Возлюби родича своего!

Возлюби родича своего!

Большинство "родноверов" не путает верность этнической традиции с ксенофобией

Дмитрий Гаврилов: "Мы стремимся обратиться к нашему исконному обычаю: языку, обрядности, костюмам". Фото из архива Дмитрия Гаврилова

На вопросы «НГР» отвечает член Совета международного общественного движения «Круг языческой традиции» Дмитрий Гаврилов, известный в среде «славянских родноверов» как волхв Иггельд.

– В последнее время в СМИ появилось много сообщений о задержании активистов неоязыческих организаций, связанных с националистическими и экстремистскими движениями. Можно ли сказать, что современное русское неоязычество питается националистическими настроениями?

– Языческое движение в России далеко не однородно. Четыре крупных объединения последователей Природной Веры, которые пришли к взаимному согласию в августе 2008 года («Круг языческой традиции», Союз славянских общин, «Велесов круг», «Схорон еж Славен»), как раз заявили, что ни в коем случае нельзя допускать разорения священных мест и осквернения мест паломничества, к какой бы вере ни относились их почитатели. У нас у самих в этот момент были порушены капища…

Существуют различные группировки, которые только маскируются под язычников. В частности, мы не можем считать язычниками секту инглингов-староверов. Вполне возможно, что какие-то фашиствующие молодые люди называют себя «родноверами», но это не означает, что они действительно верующие язычники.

– Что вы можете сказать о старейшем деятеле русского неоязычества Доброславе, которого обвиняют в пропаганде экстремистских идей?

– Книги Доброслава я читал. Несмотря на все его экстремистские высказывания, я считаю, что ему многое приписывается и он в определенном смысле выступает стрелочником. Но понимание им язычества как волшебства Природы – это действительное язычество. Мне кажется, что Доброслав в таком возрасте, что преследовать его негоже. Притом он не имеет такого влияния в движении, какое ему приписывается. Вреда от книги того же Владимира Истархова несравненно больше. Ничего языческого в сочинении «Удар русских богов» нет!

Тем не менее, подчеркиваю, «Круг языческой традиции» не разделяет радикальных моментов и в сочинениях Доброслава. Мы уважительно относимся к другим религиям, хотя сами язычество религией не считаем. Оно шире религии, это особое – мифологическое – мировоззрение. Язычники – последователи традиционного подхода к природе как к живой сущности. Мы пытаемся вернуть людей к мифологическому мышлению, которое наряду с религиозным и научным мышлением присуще человеческому роду, причем издревле, изначально. Язычество также надо определять как почитание предков и обожествление некоторых из них. Мы несколько раз каждый год справляем дни поминовения предков – так называемые Деды. Праздник, который в Белоруссии сохранился в народе, до сих пор называется Дзяды (вспомните поэму Адама Мицкевича).

– Как раз эти элементы дают основание националистам считать «родноверие» этнической религией в противоположность «космополитическому» христианству...

– Мы – не националисты! Мы – традиционалисты! Действительно, мы восстанавливаем национальную культуру. А кто из жителей современных городов России знает русскую культуру? Мы стремимся обратиться к нашему исконному обычаю: языку, обрядности, костюмам, пище. И даже не чисто русским, а скорее общеславянским. И, конечно, ищем и находим общеиндоевропейские параллели.

– А на ваши праздники может прийти неславянин и принять в них участие?

– Безусловно, может. В «Круге языческой традиции» мы приветствуем все «природно-мифологические» воззрения, к какой бы этнической традиции они ни относились. В нашей организации есть люди, которые веруют в «эллинских» и «эддических» богов. Мы с уважением относимся к вере тех народов, которые жили по соседству и на этой земле и чьи потомки следуют своему родовому обычаю. Например, на наших праздниках присутствовали представители финно-угорских народов: марийцы, карелы. Они на своем языке произносили молитвы. Два года назад в Москве в Коломенском в честь присоединения Якутии к России установили якутское капище. Мы, славянские язычники, приходим туда и возлагаем «требы», чтим это капище и природных духов. Природа едина. Боги не знают тех границ, что придумали люди.

– Связаны ли русские язычники с последователями дохристианских культов за рубежом?

– Мы держим связь с двумя крупнейшими международными объединениями язычников. Одно объединение – Международный конгресс этнических религий (WCER) под руководством профессора Йонаса Тринкунаса из Литвы. WCER включает несколько десятков крупных организаций по всему миру. Туда входят, например, индусы (а в одной только Индии более 800 миллионов язычников). Сейчас идет возрождение античного политеизма в Греции. Синто – языческая вера японцев – имеет равные права с буддизмом.

Другое объединение – Pagan Federation International (PFI) – основано на иных началах. Оно объединяет не организации и группы, а персональных членов, насчитывая несколько тысяч индивидуальных участников. Совсем недавно я встречался с его лидером – Морганой. Официально зарегистрированные центры PFI в Великобритании и Голландии, а представительства открыты по всему западному миру. Эта организация существует с 1973 года. Начало 1970-х было вообще определяющим для Европы. Тогда в Исландии официально признали исконную веру в богов-Асов (Асатру). Далее последовали признания дохристианской этнической веры германцев в Дании и Норвегии.

– Каково отношение русских язычников к христианству? В выступлениях экстремистов мы часто слышим, что христианство – «еврейская» космополитическая религия, подменившая собой исконные национальные верования русского народа.

– Мы, конечно, не выступаем против христианства как личной веры наших сограждан. Однако в Библии присутствует ряд моментов, которые можно рассматривать с точки зрения современного законодательства как экстремизм. Мы неоднократно обращались к государственным структурам с тем, чтобы публикации Библии сопровождались комментариями специалистов, дабы не создавалось впечатления, что присутствующие там призывы рушить чужие капища, побивать камнями идолопоклонников и любить Бога больше, чем собственного отца, актуальны и в наше время. Мы никогда не предадим отца и других родичей ради чужих богов.

Андрей Мельников, religion.ng.ru, 02.09.09

Похожие статьи:

ЯзычествоЯзычество в Литве и в мире

ЯзычествоРусский языческий пантеон

ЯзычествоЯзычество на Руси XV-XX вв.

ЯзычествоЯзыческая мифология

ПравославиеКризис Христианства или Новое Язычество?

1610 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!