Книга памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области

В Оренбурге общественное движение «Мемориал» при активном участии правительства области, опираясь на научно-исследовательскую базу музея истории города, выпустило «Книгу памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области».

По информации, полученной «ОНлайн» в «Мемориале», солидный том вышел в Печатном доме «Димур».

Впервые «Книга памяти» была издана в 1998 году. Готовил ее к печати Григорий Васильевич Ермаков, сам в свое время прошедший через ГУЛАГ.

Отличие дополненного издания от первого состоит в том, что в нем появились новые имена – скорбный список 639 оренбуржцев, приговоренных к высшей мере наказания – расстрелу.
 
Участие в подготовке книги принимали многие специалисты. Научную часть взяли на себя директор музея истории Оренбурга Роза Чубарева, научные сотрудники. Основательную помощь оказало Управление ФСБ по Оренбургской области. Во многих вопросах помогали руководитель общественного движения «Мемориал» Александр Рождествин, доктор исторических наук Алла Федорова.
 
Мою родню, жившую в Оренбурге во времена террора тоже он коснулся.
Бабушка рассказывает, что её дядю репрессировали и расстреляли, продержав пол года в тюрьме.
Расстрел происходил на берегу реки, в мороз, люди которых забирали в тюрьму летом были в летней одежде.
Очевидцы видели, как происходил расстрел, люди падали прямо на лёд, который стал весь красный от крови.
Дядя моей бабушки, Пархоменко есть в Книге памяти политических репрессий. 
 
Дед мой тоже был репрессирован, раскулачили семью с 6 детьми сослали в Сибирь, где поселили в неотапливаемой церкви, в 4 ряда нар. Дети до 5 лет умирали от переохлождения. Мой дед и другие дети семейства которые выжили из 6 детей остались 4, и его мама, моя прабабушка убежали со ссылки пешком прошли расстояние от Сибири до Оренбурга. По дороге просили милостыню. 
Вот такая семейная история.
 
Ольга Проненко
  
В музее Т. Г. Шевченко (филиал музея истории города Оренбурга) состоялась презентация «Книги памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области». Оренбургское казачество на мероприятии представляли известный исследователь казачьего движения кандидат исторических наук Владимир Семенов, член совета старейшин Городского Оренбургского казачьего общества «Славянское» войсковой старшина Виктор Афанасьев и руководитель Информационного центра «Славянский» подъесаул Владимир Баклыков. 

 Мероприятие началось с минуты молчания в память о погибших во время террористического акта в аэропорту «Домодедово», в результате которого 35 человек погибла и более 130-ти получили ранения различной степени тяжести. Выступивший затем исполнительный директор Оренбургского общественного движения «Мемориал» Владимир Чубарев выразил общее мнение собравшихся, что теракт в «Домодедово» весьма напоминает сталинские репрессии. Тогда тоже страдали невинные люди. И именно это зафиксировано в «Книге памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области». В ней содержатся сведения о 7942 оренбуржцах, казненных по приговору различных судебных и внесудебных органов, а также скончавшихся в процессе следствия, чьи дела впоследствии были пересмотрены и прекращены из-за отсутствия состава преступления, приговоры по ним отменены, а осужденные реабилитированы. В книге приведен список 89 оренбургских узниц Акмолинского лагеря жен изменников Родины в Казахстане - «АЛЖИРа». Всего книга содержит сведения о 8032 узниках. Всего в Оренбургской области было репрессировано 26286 человек (7414 – расстреляно), из которых 25376 человек впоследствии реабилитировали. К сожалению, - отметил Владимир Михайлович, - в отношении части заключенных составителями собраны неполные сведения.

Выступившая затем министр социального развития Оренбургской области Татьяна Самохина отметила, что данное издание «Книги памяти…» второе. Оно стало необходимым поскольку с 1989 года, года вышло предыдущее издание, над которым работал Григорий Ермаков, сам прошедший ГУЛАГ, появились данные о судьбе более чем пятисот оренбуржцев. 

Содействие в издании книги движению «Мемориал» оказало Министерство социального развития Оренбургской области. Подготовка и издание второго тома финансировалось по программе «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области». 

По данным областного министра, в настоящее время в области проживает 5606 лиц, пострадавших от политических репрессий и признанных реабилитированными. Из них 2833 пользуются мерами социальной поддержки по данному статусу. В соответствии областным законодательством эта категория льготников пользуется.

• 50% скидкой по оплате ЖКУ, в том числе и совместно проживающие члены семьи; 
• 50% скидкой на лекарственные препараты; 
• правом на бесплатную зубопротезную помощью, бесплатную установку телефона, проезд один раз в год в пределах РФ железнодорожным транспортом с 50% скидкой.   

Выступивший на презентации войсковой старшина Виктор Афанасьев начал свое сообщение с того, что он является последним казаком рода Афанасьевых по мужской линии. 

 И вряд ли это можно назвать просто случайность. Сейчас все ведут речь о массовых сталинских репрессиях, начавшихся в 30-е годы прошлого столетия. А вот казаков Советская власть начала системно уничтожать с начала 1919 года, после выхода в свет постановления РКП (б) за подписью Свердлова и Цурюпы. И первый, самый страшный удар пришелся на Оренбургское и Донское казачество. А в 37-м и 38-м годах казачество, можно сказать, добивали. Что, впрочем, не помешало во время Великой Отечественной войны формировать казачьи части, многие из которых с честью защищали свою Родину.   

В заключение Виктор Петрович, отметил, что есть случаи, когда у одиноких престарелых людей есть уникальные документы, о которых мало кто знает. И бывает так, что эти документы после их смерти оказываются в прямом смысле на помойке. «Нужно сделать все, - отметил казак, - чтобы эти документы попадали в музей!» 

Стоит сказать, что организаторы презентации позаботились и о соответствующих экспозициях для презентации «Книги памяти…». Так, здесь были тома «расстрельных» дел, стенды рассказывающие об упомянутом уже лагере АЛЖИР, о трагедии в Катыни, о казачестве, духовенстве… В частности, на стенде, посвященном православной церкви, можно было узнать, что за годы репрессий в стране было уничтожено более 200 тысяч священнослужителей, из них около 1,5 тысяч – в Оренбургской области. 

В заключении, участники презентации приняли следующую резолюцию: 

1. В акции приняли участие представители правительства области, родственники репрессированных, администрация Оренбурга и др. 
Всего более 70 человек; 
2. Участники презентации отмечают благородный труд научных работников музея истории Оренбурга, членов правления правозащитного движения «Мемориал», всех авторов книги; 
3. Рекомендуют: направить по 1 экземпляру «Книги Памяти» во все библиотеки области, руководителям политических партий, религиозным конфессиям, в учебные заведения; 
4. Рассмотреть вопрос об утверждении Дня памяти жертв политических репрессий для учащихся школ и студентов города (кроме 30 октября и 10 июля); 
5. Просить администрацию города Оренбурга о строительстве забора вокруг Памятного знака за Уралом; 
6. Просить администрацию Оренбургской области и администрацию города рассмотреть вопрос о создании памятника репрессированным в центре г. Оренбурга; 
7. Просить администрацию г. Оренбурга узаконить акцию «Возвращение имен» и проводить ее ежегодно 30 октября в День памяти жертв политических репрессий»; 
8. Музею истории Оренбурга подготовить к печати весь список осужденных на разные сроки и расстрелянные властью (список ФСБ).

21 января  2011. Оренбург


Рейтинг: +1 Голосов: 1

Комментарии 1

0 Администратор #
5 мая 2013 в 19:16
В Книге Памяти нашел своих однофамильцев.

Хотя мои предки на Дону партизанскую войну вели в 30-х годах