Злоба дня

Злоба дня

Ринги заполняют боксерши, дзюдоистки и каратистки, в армии нет отбоя от “солдат Джейн”, женщины-телохранители и снайперы, да и просто обыкновенные драчуньи... Откуда что берется?! Ведь женщине по ее природе несвойственна физическая агрессия.

ОНА ДЕРЕТСЯ!

Мою младшую сестру Машу однажды так отделали две семиклассницы из соседней школы, что она до сих пор не может забыть тот зимний вечер, дворовый каток, перекошенные от ярости лица соперниц и свой расквашенный нос. Повод тогда был вроде бы пустячный: за Машкой ухаживал какой-то мальчик, на которого кто-то еще имел виды. Времени с тех пор прошло немало, но психическая травма не зажила и, более того, оказалась настолько сильной, что сестру мою бросает в дрожь при любом намеке на агрессию со стороны женщин. Она яростно отрицает тот факт, что женщины, в общем-то, тоже могут отстаивать “свою территорию” с помощью кулаков. И неважно, о какой “территории” идет речь: поединок дзюдоисток – чудовищно, битва локтями за место в метро – отвратительно, пощечина – кошмарно, а фильм “Убить Билла” – так и вовсе… На ее взгляд, женщина должна искать более цивилизованные способы ведения переговоров, а драки – дело мужское, да и то в самом крайнем случае. Мы нашу Машку любим, бережем и понимаем, она у нас миротворец…

Но что тут, собственно, такого? Мужские дуэли, поединки и драки кажутся вполне естественными, а если случаются из-за дамы сердца, так и просто восхищают. Женские драки выглядят почти что патологией. Дворовые обидчицы моей сестры дрались за парня со всей злостью, на которую способны подростки. Их все осудили – “вы же девочки, вы не можете драться”. Мальчишек в аналогичной ситуации отругали бы, конечно, но в конце концов признали бы – пусть не очень цивилизованный, но вполне мужской поступок. Женщине – нельзя, мужчине, в общем, можно. Женщина по природе своей не агрессивна, мужчина – наоборот. Или это всего лишь “культурное” заблуждение? Некоторые ученые, к примеру, считают агрессию инстинктом, сходным пищевому или половому и присущим всем без исключения. По их мнению, агрессивная энергия постоянно формируется и накапливается в любом организме. И при определенном стечении обстоятельств выходит вовне. А по словам врача-психотерапевта Андрея Курпатова, и “разницы в психических процессах, которые стоят за мужской и женской агрессией, нет – то же самое нервное возбуждение и тот же самый недостаток внутреннего торможения”.

ПОПАЛИ В ИСТОРИЮ

В Неаполе в 1552 году две доньи скрестили шпаги из-за юноши, в которого обе были влюблены. Дрались серьезно, до конца. В мадридском музее Прадо есть картина Хосе Риверы “Женская дуэль”, посвященная как раз этому поединку.

Дуэль Изабеллы де Карацци и Диамбры де Поттинеллы

Умение фехтовать в выяснении отношений было весьма популярно среди русских светских дам, особенно с восшествием на престол Екатерины Великой. Только в 1765 году произошло 20 дуэлей, причем на 8 из них секунданткой была сама царица, которая, впрочем, позволяла лишь дуэли до первой крови.

В начале XX века мир облетела новость о драке, которую затеяли президент Венской музыкальной выставки княгиня Меттерних и президент женского комитета выставки графиня Кильманнсегг из-за разногласий по вопросам проведения выставки. К счастью, обошлось без жертв…

В начале девяностых феминистки молились на Даллас Мэллой – юную симпатичную блондинку с ангельским лицом, дочь университетского профессора. Она вышла на боксерский ринг, выиграв перед этим в суде иск к американской федерации бокса о дискриминации по половому признаку. Из того боя она тоже вышла победительницей.

Когда женщины несколько десятилетий назад хлынули на ринги и татами, взялись за штанги, это шокировало: кто-то в ужасе ахал, кто-то морщился от брезгливости. Еще бы! Ведь так долго было принято считать, что девушкам этого делать нельзя, что они всего этого просто не могут. Но едва ли можно думать, что в женской природе вдруг что-то “щелкнуло” и она в одночасье стала агрессивной. В самых ранних свидетельствах историков мы уже видим тут и там борющихся, дерущихся и сражающихся женщин. В 55 году нашей эры Тацит описывал отвратительные, с его точки зрения, юношеские игры у императора Нерона, в которых принимали участие женщины-бойцы. Геродот писал об обычае женских палочных боев в одной из греческих провинций. А чего стоит легендарная девушка-гладиатор Герардеска Манутиус, которая уничтожила на арене более 200 соперников обоих полов.

В истории, похоже, не найти ни одной эпохи, где бы женщины не проявляли себя как изощренные бойцы. Они боксировали, фехтовали, боролись и дрались, причем не только друг с другом, но и с мужчинами. Непонятным остается лишь одно: что заставляет женщин выходить на бой, если речь не идет об обороне или борьбе за место под солнцем? Спортсменки утверждают, что на то не было каких-то особых причин, не было ни стремления быть сильнее мужчин: все они прекрасно понимают, что даже самая тренированная женщина никогда не сравнится по силе с тренированным мужчиной просто в силу физиологических особенностей; ни желания научиться защищаться (хотя все они в один голос рекомендуют приобретать навыки самообороны). Чаще всего ответ на вопрос, почему они хотят драться, женщины отвечают, что просто получают от этого удовольствие – точно так же, как и мужчины. “Это моя стихия”, “в детстве я обожала драться” – примерно так говорят нынешние обладательницы разнообразных титулов. На это, конечно, можно возразить: не все же мужчины – драчуны. Да и женщины – не все. Дело в характере, психологическом типе, темпераменте. Но не в половой принадлежности.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Кто от природы агрессивнее – самцы или самки?

Простого ответа на этот вопрос нет. В природе, вообще говоря, очень трудно встретить агрессию в чистом виде. Хищник нападает на свою жертву не потому, что он желает ей зла, а просто потому, что голоден. Кроме того, он отдает себе отчет в том, что его жертва никогда не сдастся без боя, а поэтому и он – хищник – должен, в свою очередь, не только нападать, но и защищаться, причем максимально агрессивно.

Внутривидовая агрессия (когда “ссорятся” представители одного биологического вида) также не является чистой агрессией. Животные не агрессируют, они конкурируют: за пищу, за территорию, за положение в группе, за самок, наконец, и, разумеется, за самцов. Если бы животные жили в мире и дружбе, то они бы просто вымерли, лишенные необходимости завоевывать новые ареалы обитания под нажимом неуживчивых – агрессивных – домочадцев. Кстати, за это открытие в области психологии животных выдающийся ученый Конрад Лоренц получил Нобелевскую премию.

Короче говоря, в природе агрессия – это лишь один из способов, благодаря которому животное достигает своих целей, реализует свои потребности. Поскольку же в некоторых пунктах цели и задачи самок и самцов отличны, то мы имеем разную половую агрессивность, которая, ко всему прочему, серьезно варьируется в зависимости от вида. В львиных прайдах, например, задачи охоты возложены на самок. Так что львицы получаются у нас какими-то насильницами, а львы – прямо-таки миротворцами.

Впрочем, другой пример, наверное, более показателен в смысле иллюстрации общего правила. Ведь, наверное, никому не надо объяснять, что в жизни не стоит делать две вещи: тревожить свору кобелей, “ухаживающих” за самкой в период течки, и беспокоить суку, оберегающую своих новорожденных щенят.

Разные потребности и разная агрессия. Разная… и такая одинаковая.

Не так давно все информационные агентства облетела новость о японке, которая убила сковородой своего мужа. За измену. Этот случай, конечно, яркий, но нередкий. Иначе едва ли по всему миру создавались бы клубы психологической поддержки мужчин, пострадавших от домашнего насилия. Кстати, согласно современным статистическим данным, инициаторами домашнего насилия в абсолютно равных долях являются женщины и мужчины. Правда, мужчины редко обращаются за помощью – жаловаться на женщину стыдно, ведь он сильнее. Да и женское насилие далеко не всегда принимается всерьез. К дерущимся дамам относятся, как к воюющим в песочнице малышам: “это не опасно”, “это всего лишь самооборона”, “это инициировано мужчинами”, “она в любом случае жертва”. Так уж исторически сложилось. Людовик XIII, к примеру, помиловал мадемуазель де Мопен, уложившую на одной придворной вечеринке троих обидчиков, констатировав: “Ребенок…”

Но женщины дерутся, и дерутся яростно. И могут быть не менее жестокими, чем мужчины. Как сказала в одном интервью чемпионка по боям без правил американка Шэннон Логан, в аду нет столько злости, сколько у разъяренной женщины. И дело здесь все в той же накопившейся и долго подавляемой агрессии. Если уж плотину прорывает – спасения не будет. Чем больше накопилось, тем ярче и страшнее при случае будет взрыв. Женщины из-за поведенческих стереотипов чаще, чем мужчины, вынуждены сдерживаться. Возможно, это отчасти и объясняет особую неистовость дерущихся женщин.

ЦЕЛЬ – ВИЖУ

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Агрессия – это лишь способ достижения определенных целей. Чаще всего эта цель – борьба за выживание (драка в темном переулке с потенциальным насильником). Здесь “локомотивом” агрессии является страх. Ведь лучшая защита – это, как известно, нападение. И чем больше в современном мире угроз, тем агрессивнее люди. Чем больше угроз у женщин – тем агрессивнее женщины. Это как дважды два. Женщины более тревожны от природы, чем мужчины. И в какой-то момент количество переходит в качество… агрессии.

Второй пункт – это конкурентная агрессия. Грубо говоря, борьба за ресурсы, которые в современном мире представляют собой известный дефицит, отсюда и актуальность темы. Если женщина поставлена в ситуацию, когда она вынуждена конкурировать – за власть, статус, благосостояние, за другого мужчину, наконец, – она способна играть жестко, причем очень. Ведь это мужчины у нас все стаями да группами – друзья, коллеги, однополчане. А женщины все больше каждая за себя, нет привычки у представительниц слабого пола искать товарищеское плечо в другой женщине, а поэтому нет и привычки оглядываться с вопросом: “Все живы? Никого не убило?..” Вот и растет число жертв.

Третий пункт – самоутверждение. Мы живем в мире, где самоутверждаться – это норма жизни. А для этого нужны деньги или локти, но чаще всего – и то и другое. Причем даже не локти, а кулаки. Вот агрессивность и растет как на дрожжах. Кому больше надо самоутверждаться – мужчинам или женщинам?

С точки зрения биологии амбиций больше у мужчин – им надо больше. Но в современном обществе, с одной стороны, мужчины и женщины равноправны, а с другой – это равноправие зачастую находится под вопросом, женщине отводятся не самые престижные роли. Значит, и самоутверждаться приходится больше женщинам. 

P. S.

Общественное сознание упорно лелеет миф о природной неагрессивности женщин, и этот миф настолько живуч, что любые отклонения от выдуманной нормы шокируют и кажутся неестественными. Но агрессия естественна и в равной степени присуща любому живому существу. Весь вопрос в том, к чему она может привести, если не держать ее под контролем.

Благодарим за помощь в подготовке статьи врача-психотерапевта, ведущего телеканала “Домашний” Андрея Курпатова

Андрей Маркелов, cosmo.ru, 20.12.06

Похожие статьи:

УкраинаДоброе утро мир! Доброе утро Украина!

ВойнаВнутри мира женщин-воительниц Украины

КрасотаМиссис Европа 2012

ОбществоЖенская эмиграция из России: характеристики и риски

УкраинаПарад в Киеве в День Независимости

269 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!