Эстония - Земля русских предков
Сегодня русские в Прибалтике живут на правах граждан второго сорта. Наши соотечественники подвергаются унизительным экзаменам на предмет владения местными диалектами в то время как русские дети лишены возможности обучаться на родном языке. В соответствии с проводимой властями "прибалтийств" политикой, русских увольняют с предприятий и лишают жилья. Главное обвинение, которое слышат русские в свой адрес – "оккупанты".
Лживость и нелепость этого ярлыка очень хорошо прослеживается на примере одной из прибалтийских территорий – Эстонии. Неопровержимым историческим фактом является то, что предки русских населяли эту землю с незапамятных времен. Восточные славяне появились здесь еще в I тысячелетии до н.э. С I–II века н.э. в ходе "великого переселения народов" между Смоленском, Полоцком и Изборском обосновались славяне-кривичи, заселившие и бассейн Чудского озера. В Несторовской летописи сохранилось предание о посещении ильменских словен апостолом Андреем в I веке н.э. Практически вся материковая Эстония покрыта длинными курганами кривичей, местом групповых захоронений. На Моондзундском архипелаге и западном побережье жили славяне руги – русы, которые хоронили иначе. После крещения Руси православных русских начинают хоронить индивидуально. Групповые погребения язычников- эстонцев проводились в "каменных могильниках". В 1979 году на территории Эстонии насчитывали 1432 каменных могильника, 984 длинных кургана и 306 грунтовых могильников балтославян; соотношение русских (славянских) и эстонских могильников – 1:1. Как свидетельствуют летописи, князь Гостомысл закладывает русский город Изборск, Ярослав Мудрый в 1030 году закладывает город Юрьев (Тарту). Первоначальное, истинное название города Таллин - Колывань.
Даже во времена экспансии Ливонского ордена русские продолжали жить в Прибалтике. Новгород и Псков через Прибалтику активно торговали с Ганзейским Союзом (XIII-XVI века). Во многих городах сохранились русские кварталы и храмы, в которых жили новгородские и псковские купцы, псковские каменщики и другие. В 1492 году великий князь Московский Иван III основал Ивангород. Позднее, в XVII веке появилась цепь русских поселений на северо-востоке и западном берегу Чудского озера: Мерикюла, Ольгино, Сыренец, Логоза, Черная, Красные горы, Нос, Колки, Воронья, Межа и другие.
После Северной войны 1700-1721 годов по Ништадскому миру Прибалтийский край был возвращен России в "вечное пользование" и "собственность". За прибалтийские земли, отторгнутые крестоносцами от Руси, Петр Великий уплатил шведам огромную компенсацию – 2 миллиона ефимков золотом, – дабы никто не имел повода для отторжения от империи прибалтийских земель и портов, жизненно необходимых для России. С тех пор в Прибалтике численность русских стала увеличиваться. В конце царствования Петра I в Эстляндской губернии русские с семьями составляли около половины населения. Петр I заложил портовый город Выру. От Нарвы до Моонзундских островов воздвигаются десятки православных храмов для местных русских.
С Прибалтикой связаны многие важнейшие события русской истории. С начала правления князя Рюрика, в состав его державы входили земли словен, кривичей, чуди и вепсов. Из Юрьева (Дерпта) бежал к полякам кн. Андрей Курбский, в Юрьеве умер советник Ивана Грозного А. Адашев. При осаде Вайссенштейна (Пайде) погиб опричник Малюта Скуратов... По Прибалтике водили войска Петр I, фельдмаршал Б. Шереметев. Первым генерал-губернатором Ревеля был фельдмаршал Александр Меньшиков, первым генерал-губернатором Риги – фельдмаршал Никита Репнин. Комендантом крепости Ревель был прадед А.С. Пушкина генерал А. Ганнибал. С Эстонией связана жизнь русских фельдмаршалов М. Голицина, Я. Брюса, Б. Миниха, Н. Репнина, А. Суворова, М. Кутузова, М. Барклая-де-Толли и других. С Ревелем связана деятельность адмиралов Ф. Апраксина, К. Крюйса, М. Змаевича, Г. Спиридова, В. Чичагова, Ф. Ушакова, Д. Синявина, И. Крузенштерна, М. Лазарева и других. Здесь, в ареале русской культуры, творили многие русские прозаики и поэты. Вот лишь некоторые имена: Г. Державин, И. Крылов, В. Соловьев, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Н. Карамзин, В. Даль, Ф. Достоевский, Н. Лесков, Д. Мамин-Сибиряк и многие другие. Здесь работали художники В. Верещагин, И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Репин и другие.
В конце XIX – начале XX веков в связи со строительством портов, железных дорог, заводов в Эстонию приезжают по набору русские инженеры и квалифицированные рабочие. В 1945 году русские составляли около 20 % населения Эстонии. К моменту распада СССР, доля русского населения составляла уже около 40 %.
Когда заходит речь о "независимых” Украине или Белоруссии, то каждый русский человек прекрасно понимает, чего стоит "независимость” этих исконно русских земель. В то же время миф о "русских оккупантах” в Прибалтике не встречает должного противодействия. Но факты неопровержимо свидетельствуют: русские на прибалтийских имеют глубокие корни. Прибалтика - это часть нашей, русской истории, земля наших предков.
В полный восторг приводит учебник истории Эстонии (авторства некоего Лаара), изданный в 1992 году. Оказывается, "сто эстонцев были приданы к армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме в 907 году Константинополя”, а 20 000 воинов дружины Олега только слегка помогали этому могучему отряду. Далее говорится, что "русские князья всегда пытались завоевать земли эстов, а если и помогали им против немцев, то только с целью собственной выгоды”. Рассказывается даже про случай, где полководец Суворов в своей карете потребовал у двух крестьян на телеге освободить дорогу, но они не подчинились и "намяли Суворову бока”. Если сие впечатляющее событие и имело место, то, несомненно, избиение старика двумя здоровыми лбами делает честь эстонской нации. Ведь никто другой Суворова никогда не побеждал, только горячие эстонские парни.
rne.org
Русские в Эстонии
Землей предков называют ту землю, на которой предки трудились и в которой покоятся их кости. В начале нашего века в Эстонии, части Прибалтийского (Остзейского) края, жили четыре коренные национальности: русские, эстонцы, немцы и шведы, а также небольшое количество латышей, финнов и евреев.
Палеолитические племена появились в Прибалтике около 10 тысяч лет назад, вслед за отступившим ледником. В III тысячелетии до н.э. сюда проникает культура ямочно-гребенчатой керамики, которая, как полагают, была характерна для финских охотничьих племен, мигрировавших с востока. Тогда же, в III тыс. до н.э., на территорию Эстонии пришли предки славян, скотоводы и земледельцы балтославяне, с их ладьевидными каменными топорами и шкуровой керамикой. Стоянки и родовые (групповые) грунтовые могильники балтославян III–II тысячелетия до н.э. обнаружены по всей Эстонии.
Предположительно, в I тысячелетии до н.э. здесь появляются и восточные славяне, возможно слившиеся с балтославянами. В IV–III веках до н.э. на пути "из варяг в греки" славянские ладьи торговавших с Византией русичей, начинают навещать богатую янтарем Прибалтику. Со времен Рима в Эстонии остались клады античных монет и наименование русских – "венелане" (так древние эсты называли русских по имени одного из западно-русских племен – Венедов).
С I–II века н.э. Европу потрясает так называемое "великое переселение народов": перемещение славян, сарматов, аланов, готов, гуннов и других. Между Смоленском, Полоцком и Изборском обосновались славяне-кривичи, заселившие и бассейн Чудского озера. В Несторовской летописи сохранилось предание о посещении ильменских словен апостолом Андреем в I веке н.э.
Именно кривичи – первые славяне, переселившиеся в междуречье Волги и Оки от Изборска, Новгорода и Смоленска, а также проживавшие в Прибалтике и Причудье кривичи в дальнейшем стали именоваться "великороссами" (латыши до сих пор называют русских кривичами). Здесь истоки нашего народа. Что же касается предков эстонцев, то историк готов Иордан в IV веке н.э. впервые упоминает племя "чудь" (древне – русское название эстов) без указания на его местонахождение. Некоторые немецкие историки считают, что именно тогда "чудь" появилась в Прибалтике. В VI веке на территории Эстонии появляются длинные курганы кривичей – их возникновение связывают с соприкосновением разных этносов.
Экспансия варягов, стремившихся захватить земли, с которых начинались торговые пути "из варяг в греки" и "из варяг в хазары", привела к образованию оборонительного славяно-финского союза. Этот союз под руководством Гостомысла изгнал варягов. После его смерти старейшины "чуди, словен, кривичей и веси" в 862 году пригласили возглавить союз Рюрика, внука Гостомысла, который привел дружину, говорившую по-славянски (тогда славяне говорили на одном языке).
Практически вся материковая Эстония покрыта длинными курганами кривичей, местом групповых захоронений. На Моондзундском архипелаге и западном побережье жили славяне руги – русы, которые хоронили иначе. После крещения Руси православных русских начинают хоронить индивидуально. Групповые погребения язычников- эстонцев проводились в "каменных могильниках". В 1979 году на территории Эстонии насчитывали 1432 каменных могильника, 984 длинных кургана и 306 грунтовых могильников балтославян; соотношение русских (славянских) и эстонских могильников – 1:1. Русские и эстонские могилы мило соседствуют, что свидетельствует об их прошлой дружбе. Летописи рассказывают о совместных усилиях славян и чуди по созданию Русского государства и охране его границ, о совместных военных походах, в том числе на Царьград, на Сигтуну. Тогда же, по преданию, Гостомысл закладывает русский город Изборск и называет его по имени внука. Ярослав Мудрый в 1030 году закладывает город Юрьев (Тарту). В древних названиях Таллина чувствуются славянизмы: Колывань (пир, пиршество – по В.И. Далю), Леденец, Линданисе.
Монгольское нашествие XIII века на Русь способствовало экспансии Ливонского ордена в Прибалтике. "Немцы, пришедшие из-за моря, поселились в Чудской земле, а потом ... истребили всех русских жителей и присвоили их дома и земли," – сетовал митрополит Московский Андрей Протопопов. Немецких крестоносцев остановил и отбросил св. князь Александр Невский. Однако и во времена Ордена Русские продолжали жить в Прибалтике. Новгород и Псков через Прибалтику активно торговали с Ганзейским Союзом (XIII-XVI века). В Ревеле, Пярну, Вильянди, Дерпте, Нарве, Риге и других городах Прибалтики сохранились русские кварталы и храмы, в которых жили новгородские и псковские купцы, псковские каменщики и другие. Сохранилась и прослойка русских крестьян в Западном Причудье. В 1492 году великий князь Московский Иван III основал Ивангород. Позднее, в XVII веке появилась цепь русских поселений на северо-востоке и западном берегу Чудского озера: Мерикюла, Ольгино, Сыренец, Логоза, Черная, Красные горы, Нос, Колки, Воронья, Межа и другие. Шведы с XIII века живут вокруг Хаапсалу и на мелких островах. В XVII веке возникают еврейские общины.
После Северной войны 1700-1721 годов по Ништадскому миру Прибалтийский край был возвращен России в "вечное пользование" и "собственность". За прибалтийские земли, "окно в Европу", отторгнутые крестоносцами от Руси, Петр Великий уплатил шведам огромную компенсацию – 2 миллиона ефимков золотом, – дабы никто не имел повода для отторжения от империи прибалтийских земель и портов, жизненно необходимых для России. В Прибалтике численность русских начинает увеличиваться. В XVIII веке на территории Эстонии эстонцы составляли более 80% населения, немцы около 10, русские около 10 (без военнослужащих). С учетом военнослужащих этнический состав выглядит иначе. В конце царствования Петра I в русском флоте числилось 34 линейных корабля, 16 фрегатов, 120 галер и полугалер и вспомогательные суда; личный состав флота приближался к 27 тысячам человек. Две трети Балтийского флота – моряки и их семьи – базировались в морской крепости и губернском центре Ревель (Таллин). Военные гарнизоны стояли в Ревеле, Нарве, Рогервике и других местах. В Ревеле жило тогда менее 5 000 горожан, в Эстляндской губернии – около 100 000 местных жителей. Таким образом, русские с семьями составляли около половины населения губернии. Петр I заложил портовый город Выру. От Нарвы до Моонзундских островов воздвигаются десятки православных храмов для местных русских.
С Прибалтикой связаны многие важнейшие события русской истории. С начала правления князя Рюрика, в состав его державы входили земли словен, кривичей, чуди и вепсов. Из Юрьева (Дерпта) бежал к полякам кн. Андрей Курбский, в Юрьеве умер советник Ивана Грозного А. Адашев. При осаде Вайссенштейна (Пайде) погиб опричник Малюта Скуратов... По Прибалтике водили войска Петр I, фельдмаршал Б. Шереметев. Первым генерал-губернатором Ревеля был фельдмаршал Александр Меньшиков, первым генерал-губернатором Риги – фельдмаршал Никита Репнин. Комендантом крепости Ревель был прадед А.С. Пушкина генерал А. Ганнибал. С Эстонией связана жизнь русских фельдмаршалов М. Голицина, Я. Брюса, Б. Миниха, Н. Репнина, А. Суворова, М. Кутузова, М. Барклая-де-Толли и других. С Ревелем связана деятельность адмиралов Ф. Апраксина, К. Крюйса, М. Змаевича, Г. Спиридова, В. Чичагова, Ф. Ушакова, Д. Синявина, И. Крузенштерна, М. Лазарева и других.
Здесь, в ареале русской культуры, творили многие русские прозаики и поэты. Назовем только несколько имен: Г. Державин, И. Крылов, В. Соловьев, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Н. Карамзин, В. Даль, Ф. Достоевский, Н. Лесков, Д. Мамин-Сибиряк и многие другие. Здесь работали художники В. Верещагин, И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Репин и другие.
В конце XIX – начале XX веков в связи со строительством портов, железных дорог, заводов в Эстонию приезжают по набору русские инженеры и квалифицированные рабочие. Навстречу им в поисках земли движется поток эстонских крестьян. В начале XX века около 20% эстонцев жили вне Эстонии, в России. Русские (без военнослужащих) составляли около 20% населения Эстонии: в Ревеле – треть, в Нарве – половину жителей.
После эвакуации в 1917 году многих заводов с рабочими вглубь России и гибели в эстонских концлагерях Северо-Западной армии Юденича в 20-х годах в Эстонии русские составляли 8,2% населения республики.
Во время II мировой войны немцы и шведы из Эстонии ушли, евреи были ударно уничтожены местными жителями.
После освобождения Эстонии от немецкой оккупации (1944) для восстановления края повсюду набирались рабочие. Особенно много завербовалось беженцев из "кривической" Псковщины, опустошенной немецкими и прибалтийскими карателями. В 1945 году русские снова составляли около 20% населения Эстонии.
Руководство Эстонии продолжило набирать специалистов в других республиках: инженеров, врачей, педагогов, квалифицированных рабочих. К моменту развала СССР, доля русского населения составляла уже около 40%.
Сейчас в Эстонии насаждается легенда о послевоенном нашествии инородцев-славян, невесть откуда взявшихся. Но русские имеют здесь глубокие корни. ЭТО ЗЕМЛЯ НАШИХ ПРЕДКОВ.
По материалам международной конференции "Русские в странах Балтии: настоящее и будущее" (1997 г.)
Похожие статьи:
Общество → Сетумаа - королевство на юге Эстонии
Религия → Большинство эстонцев не верит в Бога
Язычество → Язычники: свастика — часть национальной культуры
Язычество → Язычники Эстонии выпустили календарь на 10219 (2006) год
Язычество → Язычники надеются, что Ватикан продолжит покаяние за оккупацию Эстонии