Россия и Европа: кто кого ведет?

Россия просто слишком мала, чтобы переварить те огромные доходы от продажи нефти и газа, которые она получает в последние годы

После нападения России на соседнюю Грузию сильно педалируется зависимость Европы от колоссальных ресурсов энергоносителей, которыми располагает Кремль. Но куда меньше говорят о том, что Россия зависима от Европы почти во всем остальном. 
 

В первом квартале текущего года объем российского импорта увеличился просто колоссально - на целых 42 процента. Европа, и особенно Германия, которая испытывает дурные предчувствия из-за своей сильной зависимости от российского нефтяного и газового экспорта, с готовностью ухватились за возможность утолить голод России в области товаров производственного назначения. В 2007 году экспорт таких германских товаров в Россию - машинного оборудования, транспортных средств, химической продукции, электроники и продуктов питания - вырос примерно на 25 процентов. То есть, здесь темпы роста были в три раза выше, чем в целом в германской экспортной торговле.

Неуклонный рост цен на сырьевые товары в этом десятилетии наводнил российскую экономику деньгами и вызвал резкое повышение спроса буквально на все - от свежих фруктов до быстрых автомобилей. В результате возникла инфляция с двузначными показателями и острый дефицит рабочей силы, а также началось резкое увеличение заработной платы - то есть, появился весь набор признаков перегрева экономики из университетских учебников.

"В России сегодня налицо все эти признаки, - говорится в докладе Всемирного банка о российской экономике, - нынешний профицит бюджета, вызванный высокими ценами на нефть, маскирует быстрый рост импорта и увеличивающийся дефицит текущих статей платежного баланса".

Россия просто слишком мала, чтобы переварить те огромные доходы от продажи нефти и газа, которые она получает в последние годы. Из-за нехватки рабочей силы растет реальная заработная плата, а это, в свою очередь, влечет за собой рост цен. В первые четыре месяца 2008 года среднемесячная заработная плата увеличилась на сорок процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такие данные приводит Всемирный банк. В последние два года в России быстро растут цены на продовольствие, и конца этой тенденции пока не видно.

Очень показательны в этом отношении объемы продаж автомобилей. Россия стала вторым по величине экспортным рынком для европейских автомашин. В отличие от торговых взаимоотношений в других отраслях, в торговле автомобилями между Евросоюзом и Россией существуют огромные перекосы. Вот пример. США продают в Европу больше автомобилей, чем покупают у нее. В России ситуация иная. Она покупает европейские машины, а Европа ее автомобили - нет.

В первом полугодии 2008 года объем автомобильных продаж в России увеличился на 41 процент. Согласно данным исследования PriceWaterhouseCoopers, российский автомобильный рынок стал самым большим в Европе. Так, автомобильный экспорт Германии в Россию в первой половине 2008 года вырос почти на 25 процентов, составив 15,8 миллиарда евро. Это самое большое увеличение в ряду крупных торговых партнеров Германии. В России действует почти 5000 немецких компаний. Некоторые из них, например, автопроизводитель Volkswagen, химическая корпорация BASF, авиакомпания Lufthansa и туристический концерн TUI, вложили здесь значительные инвестиции. На прошлой неделе компания Volkswagen объявила о планах расширения производства на одном из своих предприятий в России, дабы удовлетворить бурно растущий спрос.

Эту тенденцию будет усиливать и демография. После распада Советского Союза в 1990 году (так в тексте - прим. перев.) в России и бывших советских странах-сателлитах Восточной Европы началась убыль населения, причем процесс этот не достиг пока пиковой отметки. Россияне перестали рожать детей и начали умирать все более молодыми. Россия стала одной из немногих стран, где продолжительность жизни мужчин в период с 1960 по 2000 год сократилась.

Сегодня сердечные заболевания, алкоголизм и дорожно-транспортные происшествия убивают такое большое количество россиян, что средняя продолжительность жизни мужчин не достигает и 60 лет. За прошедшие 15 лет население России сократилось на 6 с лишним миллионов человек. Если такая тенденция сохранится, то к 2025 году эти потери могут составить еще 18 миллионов. Иными словами, Россия по численности населения скатится с шестого места в мире на семнадцатое.

Тем временем, трудовые ресурсы в России сокращаются еще быстрее, чем численность населения страны. В последние годы численность трудоспособного населения ежегодно сокращалась на 700000 человек. К 2010 году трудовые ресурсы страны уменьшатся с 74,5 миллиона человек до 65,5 миллиона, то есть на 9 миллионов человек. Такие данные приводит российское министерство здравоохранения и социального развития.

Торговые взаимоотношения между ЕС и Украиной на протяжении последнего десятилетия демонстрируют, какой потенциал имеет рынок европейских товаров в России.

С 2000 года товарооборот между Европой и Украиной вырос более чем в три раза. Рост европейского экспорта на Украину почти в два раза опережает рост импорта в Европу. Таким образом, если в 2000 году активное сальдо торгового баланса Европы с Украиной в 2000 году составляло 0,6 миллиарда евро, то в 2007 году оно выросло до 10 миллиардов.

Украина одна из немногих стран, где снижение численности населения вызывает еще больший дефицит рабочей силы, чем в России. В результате обрабатывающей промышленности страны просто не хватает рабочих рук, чтобы конкурировать со странами Европы.

Почти половина из 27 статей экспорта ЕС на Украину в 2007 году приходилась на машинное оборудование и транспортные средства, а еще четверть - на промышленные товары. Таковы данные Еврокомиссии, опубликованные на прошлой неделе.

Естественно, машинное оборудование и средства транспорта являются главными предметами европейского экспорта и в России. С 2000 года количество проданных там европейских автомобилей увеличилось на 34 процента. В прошлом году Россия обогнала Японию, став вторым по объему экспортным рынком для европейских автопроизводителей. На ее долю приходится почти 10 процентов всего автомобильного экспорта Европы.

Тем временем, объем европейского импорта российских автомашин упал с показателя в 70 миллионов евро в 2000 году до 36 миллионов евро в 2007 году. Вот и все, что можно сказать о российском промышленном производстве. К чему заводы и фабрики, если у тебя в кармане есть евро, а Европа находится прямо под боком?

Уильям Пентленд, inopressa.ru, 10.09.08

Похожие статьи:

ОбществоПять волн российской эмиграции

ПолитикаГей-разборки на высшем уровне

ОбществоДемография РФ за 21 год

Общество12 июня – праздник и Россия

ОбществоСоциальная пропасть

323 просмотра

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!