Экономический мрак покрыл путинскую Россию
Десятки тысяч людей теряют "теплые места" в офисах, символ финансового могущества путинской эры бизнес-центр Moscow City может остаться пустым, в дорогих ресторанах уже никого, а на полках супермаркетов нет даже водки. Что же происходит с российской экономикой?
Неожиданный водопад углеводородных денег, на который опиралось до недавнего времени возрождение России, оказывается, теперь не может вывести страну из кризиса. Только с августа золотовалютные резервы сократились с 600 млрд долларов без малого до 485 млрд. Все эти деньги ушли на поддержку государственных банков и спасение рубля от девальвации. Едва ли можно сказать, что эта политика была успешной, но на горизонте уже новая проблема – огромный внешний долг регионов, а также госкомпаний типа "Газпрома" и "Роснефти". В общей сложности он составляет 448 млрд долларов, и без помощи федерального центра выплатить его невозможно.
Игорь Сечин уже выступил с предложением предоставить крупнейшим компаниям дополнительные 100 млрд долларов в качестве антикризисной меры. В то же время, отмечает Зарахович, если Москва не поможет регионам, может начаться дезинтеграция, и власти на местах начнут брать деньги из собираемых налогов. По мнению журналиста, и так многие регионы на Дальнем Востоке больше связаны с экономикой Китай, чем России.
Официально запрещено упоминать слово "кризис", пишет Юрий Зарахович, разве что в связи с "загнивающим Западом", добавляет он. Тем временем, как бы это ни называлось, менеджеров увольняют сотнями, а рабочих тысячами. Горьковский автозавод приостановил свою сборочную линию, а на крупном металлургическом заводе в Магнитогорске сокращению подверглись 3000 человек. Ссылаясь на данные РАН, Зарахович пишет, что в прошлом году безработица в России составила 6,1% – как полагают эксперты, эта цифра увеличится в следующем году вдвое.
Путин отчаянно пытается установить контроль над ситуацией, подчеркивает колумнист The Time. В частности, на прошлой неделе он сообщил о плане поставить барьеры утечке капитала из России: банки не смогут переводить предоставленные им правительством деньги в иностранную валюту. А в стране уже начались вспышки недовольства – в Барнауле разъяренные пенсионеры захватили здание местной администрации с требованиями улучшить уровень жизни. Социологи ожидают волны таких протестов по всей России. И хотя новый трудовой кодекс 2001 года резко ограничивает формы трудового протеста, неизвестно, пойдет ли власть на подавление нелегальных выступлению – история показала, что для царя Николая II это кончилось плохо.
Российский капитализм основан не на нефти, а на иностранном долге
Несмотря на падение российского фондового рынка, Владимир Путин, равно как и другие авторитарные капиталисты в Китае и Венесуэле, рад хотя бы тому, что кризис подрывает доверие к западному бренду "свободного рынка", пишет Newsweek. Теперь, согласно предсказанию Путина, "локомотивами роста мировой экономики" станут Россия, Китай и Индия, однако в действительности, пишет автор статьи Оуэн Мэтьюз, все происходит немного иначе.
Это правда, отмечает журналист издания, что России удалось создать стабилизационный фонд в 150 млрд долларов, а золотовалютные резервы Центробанка все еще составляют 485 млрд долларов. Однако в то же время, продолжает он, совокупный долг российских компаний составляет 857 млрд, банков – 637 млрд, и около половины долгов – в долларах или евро. Только за прошлый месяц 70 млрд долларов "утекло" из страны, а фондовый рынок упал с весны на 70%. Кремлю сейчас приходится балансировать: спасать компании и банки от дефолта и удерживать рубль от девальвации.
Падение цен на нефть, конечно, ударит по экономике России, отмечает автор статьи, однако даже сейчас они находятся на уровне 2006 года, когда экономика страны была на подъеме. Настоящая проблема российской экономики, по мнению Мэтьюза, не нефть, а огромный долг западным банкам – Deutsche Bank, HSBC и другим. Тем временем финансовый кризис, продолжает он, ударил по реальному сектору российской экономики – по недвижимости, авиаперевозкам, автопрому и другим.
Кремль полагает, что для решения проблемы достаточно раздать некоторое количество денег, пишет журналист. Президент Дмитрий Медведев подписал антикризисный пакет мер общей стоимостью в 230 млрд долларов, призванный помочь банкам и компаниям. Давая понять, что у нее все в порядке, Россия даже предложила пятимиллиардный кредит Исландии две недели назад, но невозможно представить, замечает Оуэн Мэтьюз, что у российского правительства найдется достаточно средств для спасения каждого банка и каждой компании.
Какие-то компании обанкротятся, какие-то будут спасены ценой большей зависимости от Кремля, заключает автор статьи. К примеру, принадлежащий олигархам Авену и Фридману "Альфа-банк", чтобы оплатить долг Deutsche Bank в размере 2 млрд долларов, должен был взять деньги у правительства под залог 44% акций "Вымпелкома", если деньги не будут возвращены, поясняет Мэтьюз, крупнейший оператор сотовой связи перейдет государству. Сам процесс, по мнению автора статьи, можно назвать приватизацией задом наперед.
Население России уже недоумевает, почему миллионы от нефтяных богатств страны сейчас идут на "спасение" олигархов. Возможно, предполагает автор статьи, когда эта затея провалится,и ситуация в экономике лишь ухудшится, жители России смогут принять ценности свободного рынка, которые так поносит их премьер-министр Владимир Путин.
inopressa.ru, 04.11.08
Похожие статьи:
Общество → Габон обошел Россию по ВВП на душу населения
Политика → 8 лет экономической политике Путина
Политика → Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001—2010 гг.
Политика → Контрольный выстрел Путина в голову российской экономики